"Сон разума рождает чудовищ"
Ф. Гойя
Когнитивные образовательные технологии XXI века

Сайт Михаила Евгеньевича Бершадского

 
Структуры уроков
 
Translate.Ru PROMT©
   
Поиск

Меню сайта

Архив записей

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Приветствую Вас, Гость · RSS 24.04.2024, 12:56

Структура уроков изучения декларативной информации

Основная цель блока уроков изучения декларативной информации состоит в такой организации познавательной деятельности учащихся, которая обеспечивала бы понимание ими изучаемой информации. Достижение этой цели определяет структуру уроков изучения декларативной информации, которая состоит из следующих этапов (см. рисунок):
  • входная диагностика и коррекция на основе её данных (ВД);
  • изучение новой информации (ИНИ);
  • организация первичного усвоения новой информации (ПУНИ);
  • диагностика (контроль) первичного усвоения (КонПУ);
  • коррекция на основе данных диагностики (КорПУ);
  • повторные диагностика и коррекция (этапы могут отсутствовать при большом объёме информации);
  • домашнее задание.

Входная диагностика проводится в форме диктанта, в который включаются задания на воспроизведение и применение ключевых понятий и процедур, необходимых для понимания новой информации. Для организации учебной деятельности по изучению новой информации, её первичному усвоению (этим термином я называю состояние учащихся, возникающее непосредственно после изучения новой информации), контролю и коррекции разрабатываются специальные средства в виде заданий, в процессе выполнения которых ученик вынужден выполнять многократную логическую обработку материала. Эти средства созданы на основе некоторых психологических методик, применяемых для изучения вербального интеллекта. Наиболее часто в когнитивной образовательной технологии применяются:
  • методика "Расставьте в правильном порядке";
  • методика "Вставьте нужное слово";
  • изложение;
  • составление простого и развёрнутого плана изученного материала;
  • составление интеллект-карты;
  • составление карты понятий;
  • составление или дополнение граф-схемы;
  • методика "Аналогии";
  • методика "Исключение лишнего";
  • методика "Поиск существенных признаков";
  • методика "Обобщение";
  • поиск оценочных суждений;
  • поиск логических ошибок;
  • поиск недостающих исходных суждений;
  • сравнительный анализ текстов;
  • задания на перекодирование информации;
  • завершение умозаключений;
  • представление вывода в виде полисиллогизма;
  • изображение связей между понятиями с помощью кругов Эйлера;
  • планирование и проведение наблюдения;
  • планирование и проведение эксперимента.
Каждый ученик выполняет несколько заданий, что требует неоднократного изучения и логического анализа источников информации. В результате такой многократной логической переработки достигается понимание информации (встраивание новых понятий в уже существующую семантическую сеть с помощью известных или новых, но осознаваемых учеником, видов связей). Одним из следствий этого процесса является непроизвольное сохранение информации в долговременной семантической памяти и её упорядочивание в соответствии с законами изучаемой предметной области. Из того, что было сказано выше о модели СКУ, следует, что задания для учащихся должны быть персонализированы на основе данных мониторинга.

Завершается урок изучения декларативной информации домашним заданием, которое включает следующие виды деятельности учащихся:
  • составление плана;
  • подготовка к изложению;
  • составление граф-схемы понятий;
  • представление информации в виде исходных суждений и умозаключений;
  • обоснование исходных суждений;
  • представление информации в различных формах (перекодирование информации);
  • экспериментальные задания;
  • поиск дополнительной информации в различных источниках.
Структура уроков изучения процедурной информации

Уроки изучения процедурной информации предназначены для реализации деятельностной составляющей целей когнитивной образовательной технологии. Для школьных учебных предметов, отражающих в определённой степени научное знание, изучаемые процедуры представляют собой, в основном, общие и частные методы познания, применяемые в различных науках. Целью изучения процедурной информации в школе является присвоение учащимися данных методов, Критериями присвоения являются следующие умения, которые должны приобрести школьники в результате научения:
  • умение выбрать метод, позволяющий осуществить преобразование объекта в соответствии с поставленными целями;
  • умение осуществлять действия и операции, входящие в состав метода, в соответствии с условиями конкретной задачи на преобразование объекта;
  • умение сопоставлять результаты выполненного преобразования объекта с поставленными целями и обнаруживать их соответствие или несовпадение;
  • умение осуществлять метакогнитивный контроль собственной деятельности с целью исправления ошибочных действий и операций.
Психологической основой для проектирования процесса усвоения процедурной информации служат теории, базирующиеся на концепции интериоризации. Среди этих теорий наиболее эмпирически обоснованными являются теория оперантного обусловливания Б.Ф. Скиннера и теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. Несмотря на имеющиеся разногласия, обе теории исходят из необходимости пооперационного управления деятельностью учащихся как необходимого условия присвоения ими практических и умственных действий, лежащих в основе любого метода научного познания. Обе теории настаивают на необходимости представления любой деятельности, подлежащей усвоению, в виде определённой последовательности действий и операций. В теории Гальперина эта последовательность задаётся ученику в начале учебного процесса в виде ориентировочной основы второго типа, а затем организуется деятельность по многократному выполнению действий и операций в различных условиях под руководством программы, заданной ориентировочной основой. Она не должна предъявляться учащимся в готовом виде, но конструироваться учителем в учебном процессе в ходе решения типичной проблемы, позволяющей обосновать содержание и последовательность выполнения действий и операций, посредством которых реализуется изучаемый метод.

В блоке изучения процедурной информации выделяются два типа уроков:
  • Урок изучения содержания и структуры процедурной информации;
  • Урок формирования умений применять процедурную информацию.
Урок первого типа предназначен для введения и обоснования ориентировочной основы второго типа для изучаемого метода. Так как основная цель урока состоит в достижении учащимися понимания структуры метода и содержания действий и операций, то структура этих уроков повторяет структуру уроков изучения декларативной информации (изменения касаются лишь содержания обучения).
Структура урока изучения процедурной информации (УИПИ)

Структура урока данного типа изображена на рисунке. Он состоит из следующих этапов:
  • входная диагностика и коррекция на основе её данных (ВД);
  • изучение структуры и содержания деятельности по применению процедуры (метода, приёма, правила и т. д) (ИСД);
  • первичное усвоение структуры и содержания деятельности по применению процедуры (ПУСД);
  • диагностика первичного усвоения процедуры (КонПУ);
  • коррекция на основе данных диагностики (КорПУ);
  • повторная диагностика (этап может отсутствовать при большом объёме информации);
  • домашнее задание.



Урок начинается с получения информации о готовности учащихся к пониманию структуры и содержания того метода, который будет изучаться на уроке (диагностика фазы предпонимания). Входная диагностика включает, в основном, средства межпредметного и предметного мониторинга. Диагностика проводится в форме диктанта, включающего вопросы на воспроизведение фактического мате­риала и воспроизведение действий и операций, которые будут использованы при изучении метода.

Как уже говорилось выше, структура изучаемой процедуры вводится учителем в форме лекции или беседы. Затем следует организовать многократную логическую переработку информации для обеспечения её понимания и сохранения в долговременной семантической памяти. Так как объективировать понимание можно только через наблюдаемую деятельность учащихся, то необходимо разработать задания для организации деятельности по первичному усвоению процедурной информации, которые одновременно будут выполнять и функцию средств диагностики и коррекции. Наиболее информативными являются следующие виды заданий:
  • организация поиска признаков применения процедурной информации;
  • методика "Расставьте в правильном порядке";
  • обоснование порядка выполнения действий и операций;
  • повторение отдельных действий и операций в ситуации первичного усвоения;
  • представление системы действий и операций в виде цепочки умозаключений;
  • представление системы действий и операций в виде граф-схемы;
  • анализ образца выполнения процедуры с целью обнаружения:
  • изменения порядка выполнения действий;
  • действий, выполненных правильно или ошибочно;
  • пропущенных действий и операций.
Как правило, деятельность по первичному усвоению структуры и содержания процедурной информации организуется в форме индивидуальной работы учащихся с печатными материалами или под руководством обучающей программы на ПК. Одной из возможных организационных форм является также работа в малых группах.

На основании данных, полученных в ходе диагностики, разрабатываются материалы для коррекции первичного усвоения. Эти материалы в когнитивной образовательной технологии разрабатываются на стадии проектирования учебного процесса, так как средства диагностики первичного усвоения построены так, чтобы локализовать ошибочное действие учащегося и выявить причину непонимания им способа осуществления конкретного действия или операции. Оптимальным средством для такой организации учебного процесса является обучающая программа для ПК. Альтернативой электронной версии является рабочая тетрадь для программированного обучения на бумажной основе. При отсутствии данных средств обучения коррекция может быть осуществлена либо с помощью дополнительных разъяснений учителя всему классу (в случае обнаружения массовых затруднений на определённом фрагменте деятельности), либо в ходе групповой работы под руководством учащихся, достигших уровня генетического понимания.

С помощью описанного выше урока достигается понимание учащимися структуры и содержания изучаемой процедурной информации. Для организации деятельности по присвоению этой информации (формированию умений применять изучаемый метод в собственной познавательной деятельности) предназначены уроки второго типа.


Структура урока формирования умений применять процедурную информацию (УФУППИ)


Структура урока данного типа изображена на рисунке. Он состоит из следующих этапов:
  • диагностика усвоения процедурной информации на уровнях воспроизведения и понимания (ВД);
  • коррекция усвоения на уровне понимания (КорУ(Пон));
  • применение процедурной информации в ситуации первичного усвоения (ПрПИ(РепУ));
  • диагностика первичного усвоения на уровне репродуктивной деятельности (ДУ(РепУ));
  • коррекция усвоения на уровне репродуктивной деятельности на основе данных диагностики (КорУ(РепУ));
  • применение процедурной информации в изменённой ситуации (ПрПИ(РекУ));
  • диагностика применения процедурной информации в изменённой ситуации на уровне реконструктивной деятельности (ДУ(РекУ));
  • коррекция усвоения процедурной информации в изменённой ситуации на основе данных диагностики (КорУ(РекУ));
  • применение процедурной информации в вариативной ситуации (ПрПИ(ВарУ));
  • диагностика вариативного уровня усвоения (уровень структурного понимания) (ДУ(ВарУ)) ;
  • коррекция вариативного уровня усвоения на основе данных диагностики (КорУ(ВарУ));
  • повторная диагностика (этап может отсутствовать при большом объёме информации);
  • домашнее задание.



Для диагностики усвоения применяются в основном такие же задания, как и при организации первичного усвоения, к которым добавляются задачи репродуктивного, реконструктивного и вариативного уровней для самостоятельного решения:
  • изложение;
  • представление системы действий и операций в виде цепочки умозаключений;
  • представление системы действий и операций в виде граф-схемы;
  • анализ образца выполнения процедуры с целью обнаружения:
  • изменения порядка выполнения действий;
  • действий, выполненных правильно или ошибочно;
  • пропущенных действий и операций.
  • методика "Расставьте в правильном порядке";
  • решение задач репродуктивного уровня;
  • решение задач реконструктивного уровня;
  • решение задач вариативного уровня.
Завершается процесс изучения модуля самостоятельной работой учащихся по решению системы задач, которая конструируется из описанных выше заданий. После этого учащиеся переходят к изучению следующего модуля.

Многолетняя практика применения Когнитивной образовательной технологии в различных регионах России показала, что она действительно позволяет достичь целей когнитивного развития учащихся, формирования у них информационной компетентности и развития критического мышления; усвоения предметной информации в соответствии с требованиями государственного стандарта.

М.Е. Бершадский © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz