"Сон разума рождает чудовищ"
Ф. Гойя
Когнитивные образовательные технологии XXI века

Сайт Михаила Евгеньевича Бершадского

 
Эксперимент в Калининграде2
 
Translate.Ru PROMT©
   
Поиск

Меню сайта

Архив записей

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Приветствую Вас, Гость · RSS 29.03.2024, 11:27

Что было сделано за годы эксперимента

Большую помощь в организации и проведении эксперимента в Калининграде оказывали сотрудники НОУ «Институт современного образования» (ректор института - Гасфорд Наталья Александровна), а  методист НОУ  ИСО Бирулина А.Ф. стала настоящим специалистом по когнитивной технологии обучения, оказывая учителям профессиональную и квалифицированную поддержку.

За пять лет эксперимента в нём приняли участие почти сто учителей и чуть менее тысячи учащихся. Были проведены сотни уроков в начальной, основной и профильной школе по самым разным предметам.  

Уже в первый год эксперимента были получены весьма обнадёживающие результаты. Ниже приведена таблица изменения качества результатов обучения учащихся экспериментальных классов (количество учащихся закончивших обучение на «4» и «5») в сравнении с результатами обучения за предыдущий год.

 

1 год эксперимента 2006-07г.

 

2 год эксперимента 2007-08г.

Класс

На начало года

На конец года

Класс

На начало года

На конец года

61%

66%

66%

75%

56%

60%

60%

73%

42%

45%

45%

56%

30%

33%

33%

53%

-

-

-

22%

35%

7%

11%

11%

19%

Во всех классах, выбранных для эксперимента в 2006 году, наблюдается положительная динамика качества обучения. В первый год  эксперимента, пока проходила апробация отдельных методик КТО, динамика не очень значительная, но во второй год эксперимента результаты выше. Особенно следует отметить, что статистически значимый рост наблюдается даже в очень слабых классах (7б и 8в в таблице).

Ещё одним примером, подтверждающим повышение качества обучения при применении когнитивной технологии, являются итоговые результаты независимого регионального тестирования по математике  учащихся 8-х классов МОУ гимназии № 32 г. Калининграда от 15. 05. 2008г.

15.05. 2008

5

4

3

2

Ср.  балл

% кач.

26. 02. 2008

5

4

3

2

Ср. балл

% кач.

10

9

8

1

4,0

68

1

9

16

2

3,3

36

8

15

4

0

4,1

85

3

17

8

0

3,8

71

8

9

3

6

3,7

65

0

5

8

9

3,0

22

0

4

16

7

2,9

15

0

3

9

15

2,6

12

Аналогичные итоговые результаты получены в ходе независимого регионального  тестирования по русскому языку учащихся 8-х классов МОУ гимназии № 32 г. Калининграда от 16. 05. 2008г.

16.05.   2008

5

4

3

2

Ср.   балл

% кач.

14.03. 2008

5

4

3

2

Ср.   балл

% кач.

2

14

10

3

3,5

55

1

10

9

4

3,3

46

11

12

5

1

4,1

79

5

18

6

1

3,9

77

1

14

6

4

3,48

60

0

2

13

9

2,7

8

5

12

5

2

3,8

72

3

10

10

3

3,5

50

Данные приведены в сравнении с данными промежуточного предметного мониторинга, проводившегося в гимназии 26.02.08 (по математике) и 14.03.08 (по русскому языку). В целом по всем классам в сравнении с показателями промежуточного тестирования наблюдается положительная динамика результатов. Экспериментальный класс выделен красным цветом. Очевидно, что при общей положительной динамике качества обучения, рост показателей значительно выше в экспериментальном классе.

Когнитивная технология предназначена не только для улучшения результатов обучения, но и для интеллектуального развития учащихся. В качестве подтверждения того, что когнитивная технология способствует развитию когнитивных способностей, в приведённой ниже таблице представлены сравнительные результаты тестирования уровней развития составляющих интеллекта учащихся  6Б (7Б) класса по данным когнитивного мониторинга в 2007-2008 и 2008-2009 г. г. Тестирование осуществлялось с помощью диагностического комплекса, разработанного  Л.А. Ясюковой.

Субтест №  

Составляющие интеллекта по Тесту структуры интеллекта Р. Амтхауэра

Средние значения

2007-2008

2008-2009

1

Практический интеллект, осведомленность

7,6

7,9

2

Интуитивное понятийное мышление, классификация

6,4

8,0

3

Понятийное логическое мышление, аналогии

5,8

8,1

4

Понятийная категоризация, обобщение

2,6

5,5

5

Математическая интуиция, задачи

3,1

8,8

6

Абстрактное мышление, числовые ряды

4,7

11,3

7

Образный синтез, моделирование

6,1

9,5

8

Пространственное мышление

5,2

10,1

9

Оперативная логическая память

9,9

12,1

Особенно яркие результаты получены по математическому интеллекту (показатели 5 и 6 субтестов, с помощью которых изучается развитие математической интуиции и абстрактного мышления). Это подтверждает эффективность обучения математике, естественнонаучным предметам (химии, биологии, физике) с применением когнитивной технологии обучения.  Значительный прирост виден и в развитии логического мышления учащихся, рассматриваемого в рамках вербального (речевого) интеллекта.

За годы эксперимента многие учителя стали настоящими специалистами в области применения когнитивной технологии обучения, поэтому они активно участвовали в обобщении и распространение опыта, полученного в результате внедрения технологии КТО. Эта работа осуществлялась через участие педагогов в семинарах, мастер-классах, конференциях и профессиональных конкурсах различного уровня . В приведённой ниже таблице указано число этих мероприятий за три последних года эксперимента.

Уровни распространения педагогического опыта

2008

2009

2010

Муниципальный

6

7

21

Региональный

12

23

19

Федеральный

10

8

6

Международный

2

3

9


Результаты экспериментальной деятельности неоднократно публиковались в педагогических изданиях и электронных СМИ (свыше 30 публикаций за последние три года).

Работа в составе экспериментальной площадки способствовала повышению квалификации учителей и активизации их собственной исследовательской деятельности. Поэтому не случайно, что в течение 4 лет (2007-2010 г.г.) более двадцати учителей стали победителями и лауреатами различных конкурсов муниципального, регионального и федерального уровней.

Авторы отчёта о работе экспериментальной площадки на базе гимназии № 32 г. Калининграда за 2010/2011 уч. год (Гончарова И.И., педагог-психолог, Кронова Л.А., заместитель по УВР, Москаленко О.Ф., заместитель по УВР, Шеленкова Н.Ю., заместитель по НМР) отмечают: «Внедрение когнитивной технологии обучения способствует более активному интеллектуальному развитию учащихся. Данные психолого-педагогического мониторинга, проводимого в течении трех с половиной лет эксперимента, показывают, что применение когнитивной технологии обучения в процессе изучения предметных дисциплин в гимназии ведет к положительной динамике в когнитивном развитии школьников, повышению качества образования. Использование данной технологии позволило педагогам гимназии разработать новые системы оценки качества образования через достижения учащихся, обеспечить развитие их интеллектуальных способностей.

Построить индивидуальную образовательную программу обучения для каждого ребёнка в отдельности, как это требуется сегодня в рамках заявленной инициативы «Наша новая школа», можно только применяя методики современных педагогических технологий, в том числе и КТО. Кроме того, именно психолого-педагогический мониторинг, применяемый в когнитивной технологии обучения, создаёт для этих программ достаточно прочную и эффективную основу. Учителя, работающие по технологии КТО, максимально индивидуализируют обучение с учетом особенностей интеллектуального профиля учащихся.

В качестве дополнительного эффекта КТО можно выделить повышение учебной мотивации учащихся. Учителя гимназии использовали когнитивный мониторинг для работы над проектом «Решение проблем обучения детей-мигрантов». Данные мониторинга подтвердили предположение о том, что у детей с билингвизмом более низкий уровень вербального интеллекта. Исходя из этого, были подобраны и рекомендованы те из методик, которые опираясь на сильные стороны интеллекта, позволяли решить проблему усвоения учебного материала. Методики перекодирования информации, использование наглядности и зрительно-образной подачи материала наряду с текстами позволили повысить качество обучения этих детей.

Практика применения технологии когнитивного обучения в сфере воспитания и дополнительного образования позволила убедиться в ее эффективности.

По результатам деятельности классных руководителей – участников эксперимента, были отмечены следующие воспитательные функции когнитивной технологии обучения:

1. Развитие интеллектуальных способностей способствует повышению социальной активности ребят, повышает их самооценку и способствует вовлечению в дополнительную деятельность по предметам, к участию в разных конкурсах, проектах и занятию в кружках.
2. Психологически комфортная атмосфера на уроках и повышение мотивации во многом решает проблемы с дисциплиной на уроке и способствует установлению толерантных взаимоотношений с учителем и другими учениками в классе. КТО содействует созданию ситуации успешности для ученика.
3. Результаты когнитивного мониторинга заинтересовали и получили одобрение родителей. Это способствовало привлечению родителей к решению проблем в обучении своих детей и общему более активному вовлечению родительской общественности в процесс обучения и воспитания.
В результате деятельности экспериментальной площадки были получены не только убедительные доказательства эффективности когнитивной технологии в практике обучения различных категорий учащихся, но и апробированы новые методики обучения и воспитания».
Завершая свой отчёт, его авторы пишут: «На основании проведенного анализа можно заключить, что когнитивная технология является в гимназии основой организации процессов обучения и воспитания и находит отражение в результатах ГИА, ЕГЭ, предметных олимпиадах, динамике продвижения учащихся.
Применение когнитивной технологии обучения и создание информационно-образовательной среды являются в гимназии фундаментом для внедрения ФГОС нового поколения. Таким образом, признано нецелесообразным дальнейшее деление классов на экспериментальные и контрольные классы. Когнитивная технология из режима эксперимента в гимназии переходит в режим постоянного функционирования и будет применяться во всех классах гимназии».
Однако этот вывод не исключает дальнейшего участия коллектива гимназии в эксперименте. На период 2011-2013 г.г. поставлены следующие задачи:

  1. Интеграция когнитивных технологий, методов интеллект-карт и карт понятий, ТРИЗ, ТРКМ и других технологий.
  2. Реализация воспитательных программ с применением КТО.
  3. КТО в работе с проблемными учащимися, детьми – мигрантами, учащимися с особыми образовательными потребностями.
  4. Работа с одаренными учащимися на основе КТО.
  5. Применение КТО в предпрофильном и профильном обучении.

Я признателен всем участникам эксперимента по апробации когнитивной технологии в г. Калининграде (особенно учителям, администраторам гимназии №32 и её талантливому директору Беляковой В.Н.) за проделанную ими колоссальную работу по превращению когнитивной технологии из теоретического проекта в практическую систему обучения, экспериментально доказавшую свою эффективность. Надеюсь на продолжение нашего плодотворного сотрудничества.   

М.Е. Бершадский © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz